Глава 1. Орбитальный Шок
Земля осталась далеко внизу, маленькой голубой таблеткой в черноте космоса. Павел смотрел на нее через толстое иллюминаторное стекло, лишенное голографических наслоений, которые обычно прятали реальность за потоком рекламы и информационного мусора. Здесь, на орбитальной станции, на подступах к трансмарсианскому кораблю «Арес-VII», даже корпоративный инфошум был приглушен, как будто само пространство требовало тишины перед броском в пустоту. Его называли Орбитальным Шоком — это чувство оторванности от всего земного, от привычных ритмов инфосферы, от гравитации, которая держала не только тело, но и сознание. Здесь гравитация была искусственной, созданной центрифугированием, и она ощущалась чужеродной, неродной. Как и его новая задача. «Марс. Ребрендинг. Новая целевая аудитория» — эти слова висели в его ментальном чате уже месяц, с тех пор как он получил назначение. А ведь Павел специализировался на товарах повседневного спроса. Жевательная резинка с витруальным вкусом бесконечности. Энергетические напитки, обещающие квантовый скачок производительности. Туалетная бумага с ароматом ностальгии по девяностым. Все, что втыкало человека обратно в Матрицу потребления. А тут — Марс. Красная планета. Кладбище цивилизации, если верить старым книгам. Или новая Земля для тех, кто устал от старой. Или просто огромный полигон для строительства коттеджных поселков для миллиардеров и добычи полезных ископаемых. Корпорация «ГлобалДевелопмент&Бренд» (сокращенно ГДБ) решила, что пришло время продать Марс массовому потребителю. Не только элитам, но и среднему классу. Создать "Марсианскую Мечту 2.0". Его задача — найти код доступа к этой мечте. Найти правильные триггеры, архетипы. Определить, какой Марс нужен человеку из 2042 года. Марс романтический, как у Брэдбери, с пустыми городами и ветром в каналах? Марс героический, как у фантастов Золотого Века, с покорением стихии? Марс потребительский, где можно купить участок земли по цене квартиры в Мумбаи и построить купол с видом на Олимп? Павел вынырнул из мыслей. Система оповестила о скором отбытии. Прошел мимо стеклянных галерей, где другие пассажиры — колонисты, ученые, корпоративный планктон вроде него — ждали посадки. Их лица отражали смесь тревоги, ожидания и равнодушия, отшлифованного годами потребления контента. У каждого над головой висел невидимый для обычного глаза ярлык с личным рейтингом лояльности к ГДБ и прогнозом потребительского поведения на ближайшие десять лет. У Павла там горел зеленый огонек. Пока. Посадочный шлюз гудел. Впереди лежала пустота, растянувшаяся на миллионы километров. Пустота, которую ему предстояло заполнить смыслом. Или, по крайней мере, брендингом.Глава 2. Прибытие в Красную Пыль
Посадка была мягкой, несмотря на свист атмосферы и легкую тряску. Не сравнить с капсулами первых волн колонизации, где людей перегружало так, что вываливались из кресел с кровотечением из носа. Технологии ГДБ работали безупречно. Выход из корабля — в стерильный рукав космопорта «Новый Вавилон». Сразу ощущается разница в гравитации. Здесь, на Марсе, она составляла около 38% земной. Тело казалось легким, невесомым. Шаги пружинили. Это было странно и приятно одновременно. Как будто часть веса, который давил на душу на Земле, тоже исчезла. Космопорт «Новый Вавилон» — это не просто хаб. Это первый форпост цивилизации ГДБ на Марсе. Гигантский купол из прозрачного полимера, внутри которого воспроизведен земной климат. Пальмы в кадках, синтетический газон, голографические облака на потолке. И, конечно, торговые галереи. -Добро пожаловать в Новый Вавилон, первый шаг к вашей Марсианской Мечте Голос безликого ИИ звучал из динамиков. Над головой проплывали рекламные дроны, проецируя баннеры: «Участок с видом на Долину Маринер — инвестиция в будущее», «Кислородный коктейль ‘Дыхание Ареса’ — почувствуй силу красной планеты», «Виртуальный тур по древним руинам — не выходя из своего купола». Павел прошел паспортный контроль — сетчатка глаза, отпечатки ладоней, скан ментального профиля. Все данные мгновенно улетели в центральный дата-банк ГДБ. Теперь он официально был частью их марсианской экосистемы. Его встретил дрон-гид. -Мистер Кирсанов, добро пожаловать. Я ваш персональный помощник на время пребывания. Моя задача — обеспечить ваш комфорт и продуктивность. Ваш рейтинг лояльности ГДБ на данный момент высокий. Дрон подлетел к нему и завис на уровне груди, его единственный оптический сенсор напоминал глаз циклопа. -Ваше проживание организовано в корпоративном жилом секторе. Ваша рабочая станция готова. Запланирована вводная встреча с руководителем проекта через два стандартных марсианских сола. -Благодарю. Где багаж -Ваш багаж доставлен непосредственно в ваш жилой модуль. Все ваши личные вещи были просканированы и каталогизированы согласно протоколам безопасности и брендинговой совместимости. Если у вас есть запрещенные к использованию на территории ГДБ нелицензированные предметы или контент, они будут утилизированы. -Понял Брендинговая совместимость. Даже на Марсе. Павел подавил вздох. Он не привез ничего такого. Его жизнь давно состояла из лицензированного контента и предметов, купленных в официальных магазинах. Это было безопаснее. Дрон повел его по галерее. Мимо сновали люди. Колонисты, одетые в практичные комбинезоны. Ученые, с рассеянным взглядом, устремленным куда-то внутрь себя или в бесконечность формул. Корпоративные служащие в униформе с логотипом ГДБ. Все спешили, занятые своими делами, своими целями. Или целями, которые им продали. -Ваш жилой модуль находится в секторе Ганимед. Это премиальный сектор с видом на... -На что -На Долину Маринер. Голографическая симуляция вида доступна по вашему запросу или автоматически активируется при входе в модуль. -Голографическая симуляция. А реальный вид есть Дрон на мгновение замер. -Реальный вид доступен через защищенное окно в жилом модуле. Однако, из соображений безопасности и стабильности атмосферы внутри купола, прямое взаимодействие с внешней средой не рекомендуется без специального оборудования и разрешения. Понятно. Реальность — опция. Симуляция — стандарт. Это был Марс версии 2042 года.Глава 3. Брендинг Красной Планеты
Рабочая станция Павла находилась в огромном открытом пространстве, разделенном на виртуальные кубиклы. Физические перегородки отсутствовали. Вместо этого, каждый сотрудник сидел в кресле, окруженном полем персональной приватности — мерцающим силовым или, скорее, информационным полем, которое глушило звуки и визуализировало рабочее пространство. -Привет, Павел Виртуальная аватарка руководителя проекта, Кристины, материализовалась перед ним. Она выглядела безупречно — глянцевые волосы, строгий костюм, холодный взгляд. -Привет, Кристина -Надеюсь, полет прошел комфортно. Марс ждет наших идей. -Ждет -Именно. Наша задача — трансформировать восприятие Марса. Сейчас это либо заповедник для горстки ученых и романтиков, либо стройплощадка для богачей. ГДБ видит больший потенциал. Мы хотим продать Марс массовому сознанию. Сделать его следующим большим трендом. -Как мы это видим -Отличный вопрос. Мы провели предварительные исследования. Землянам надоела Земля. Экологические проблемы, перенаселение, постоянный информационный шум, дефицит смысла. Марс может предложить... что-то другое. Вопрос — что именно. Кристина жестом активировала презентацию. В виртуальном пространстве перед Павлом поплыли слайды. -Традиционные образы: Марс как дикий Запад, место для первопроходцев. Марс как убежище, ковчег. Марс как мистическое место, хранящее тайны. Все это уже было. Мы ищем новый угол. -Ищу новый угол -Именно. У нас есть данные со всех ваших мозговых сканов, поведенческих моделей, истории покупок, запросов в инфосфере. Ваша задача — переварить этот массив, добавить свои компетенции и выдать продукт. Бренд Марса. Что мы продаем? Недвижимость? Возможность сбежать? Духовное очищение? Уникальный контент для соцсетей? -А что насчет самого Марса -Что ты имеешь в виду -Его ландшафта. Его истории. Если она есть. Его... духа. Кристина слегка приподняла бровь. -Дух? Павел, мы продаем не метафизику, а квадратные метры и впечатления. Конечно, мы можем создать *симуляцию* духа, если исследования покажут спрос. Нам нужны конкретные предложения. Целевые группы. Слоган. Визуальный ряд. -Я понимаю задачи брендинга. Я имею в виду... есть ли что-то реальное, что можно использовать -Реальное? Ну, есть пыль. Она красная. Есть камни. Есть ветра. Есть низкая гравитация. Есть перепады температур. Все это уже обыграно в туристических брошюрах для элитного сегмента. Нам нужно что-то более... притягательное. Доступное. Что-то, что заставит условного клерка из Токио или домохозяйку из Сан-Паулу захотеть купить билет или хотя бы виртуальный тур. Она посмотрела на него оценивающе. -Помни, Павел. ГДБ не просто колонизирует планеты. Мы колонизируем сознание. Марс должен стать брендом, который вызывает не меньше желания, чем новый айфон или абонемент в виртуальный рай. У тебя есть доступ ко всем нашим ресурсам. Исследовательские дата-банки, симуляторы потребительского поведения, архивы древних текстов о Марсе — реальных и выдуманных. Погружайся. И дай результат. Виртуальная Кристина исчезла. Павел остался один в своем мерцающем кубикле, окруженный жужжанием тысяч других невидимых кубиклов. Марс. Пустынная планета. Древние тайны. И задача превратить все это в товар.Глава 4. Вкус Красного Ветра
Первый выход за пределы купола был запланирован как часть "иммерсивного погружения" для сотрудников отдела брендинга. ГДБ понимала, что продавать то, чего никогда не видел, сложно. Хотя они успешно продавали виртуальные путешествия в места, которые больше не существовали на Земле, Марс требовал и физического присутствия. По крайней мере, для ключевых сотрудников. Их одели в герметичные скафандры нового поколения — легкие, удобные, с интегрированными системами жизнеобеспечения и коммуникации. Шлем был прозрачным, давая неограниченный обзор. Выходной шлюз зашипел, затем открылся. Павел сделал шаг наружу. Сразу же в лицо ударил ветер. Не земной ветер, влажный, полный запахов и звуков. Этот был сухим, тонким, почти беззвучным, но ощутимым давлением на скафандр. И он нес пыль. Красную пыль. Она оседала на шлеме, на перчатках. Павел поднял голову. Небо было странного оранжево-розового цвета. Далеко на горизонте висело маленькое, неяркое Солнце. И под этим небом расстилалась пустыня. Бесконечная, каменистая пустыня красного цвета. Это не было похоже на голографические симуляции. Те были слишком чистыми, слишком идеальными. Здесь чувствовалась грубая, неоспоримая реальность. Огромность пространства давила и притягивала одновременно. И где-то там, вдали, виднелись сглаженные временем силуэты. Руины. Их небольшая группа двинулась по проложенной тропе. С каждым шагом Павел ощущал непривычную легкость. Как будто он мог подпрыгнуть и воспарить над землей. Гравитация Марса освобождала тело. Может быть, это и был один из элементов бренда? Свобода от тяжести? Они подошли к одной из руин. Это были остатки стены или здания, сложенные из камней, обработанных явно не земными руками. Камни были серыми, испещренными странными узорами, но покрытыми слоем красной пыли. Миллионы лет пыли. Павел протянул руку в перчатке и дотронулся до камня. Он был холодным и шершавым. В этот момент что-то произошло. Не в физическом мире. В его сознании. Внезапно он почувствовал... эхо. Слабое, едва уловимое ощущение чего-то очень старого, очень грустного и очень чужого. Как легкий ветерок мысли, пробежавший по его сознанию. Образ текущей воды? Мелодия флейты? Голос, говорящий на незнакомом языке? Это было слишком мимолетным, чтобы понять. Он моргнул. Ощущение исчезло. Осталась только красная пыль на перчатке и молчание пустыни. -Что-то не так, Павел Голос Кристины прозвучал в шлеме. Она стояла рядом, осматривая руины с аналитическим интересом. -Нет. Все в порядке. Просто... почувствовал что-то. -Почувствовал? Эмоциональное реагирование на новую среду — это нормально. Мои биометрические датчики показывают легкое увеличение сердечного ритма и всплеск альфа-волн. Интересно. Зафиксируем это для отчета. Возможно, "эмоциональное погружение" станет частью рекламной кампании. Кристина повернулась к другому сотруднику. Павел остался стоять у древнего камня. Он попытался восстановить ощущение, но оно не возвращалось. Может быть, это была просто игра воображения, вызванная усталостью и необычной обстановкой. Или... Он посмотрел на бесконечную пустыню, простирающуюся до самого горизонта, и почувствовал, что Марс не готов быть просто брендом.Глава 5. Собеседник в Пыли
После возвращения в купол «Нового Вавилона», обычная рутина показалась еще более удушающей. Симуляции, отчеты, виртуальные совещания, анализ данных. Павел пытался интегрировать свои впечатления от первого выхода в рабочий процесс. "Тактильное взаимодействие с древними артефактами" звучало неплохо для буклета. "Эмоциональное эхо давно ушедших цивилизаций" — слишком метафизично, но можно переформулировать как "уникальный духовный опыт". Однако ощущение, пережитое у руин, не давало покоя. Оно было слишком реальным в своей нереальности. Павел начал копаться в архивах ГДБ. Не в маркетинговых исследованиях, а в старых отчетах первых экспедиций, дневниках поселенцев, даже в оцифрованных книгах по истории и мифологии Марса. Он наткнулся на упоминания о "телепатической связи", "голосах в ветре", "призраках Марса". Первые колонисты, особенно те, кто жил вне больших куполов, часто сообщали о странных ощущениях, необъяснимых видениях, чувстве присутствия кого-то невидимого. Официальная наука ГДБ объясняла это влиянием низкой гравитации на мозг, марсианской пылью, вызывающей галлюцинации, или психологическими последствиями изоляции. Но Павел читал между строк. Слишком много совпадений. Слишком много разных людей описывали схожие переживания. Он решил найти кого-то, кто жил на Марсе долго и не был интегрирован в жесткую корпоративную структуру ГДБ. Таких было немного, но они были. Старые поселенцы, которые отказались продавать свои участки или ассимилироваться. Художники, ищущие вдохновение в пустоте. Отшельники, сбежавшие от земной цивилизации. Через сеть андеграундных форумов и обходных каналов он нашел контакт. Человек, который называл себя просто "Хроникер". Говорили, что он живет где-то в старых шахтах или пещерах, собирает обрывки истории Марса — человеческой и, возможно, иной. Связь с ним была возможна только через зашифрованный канал, не контролируемый ГДБ. Это было рискованно. Лояльность к корпорации — один из главных критериев успеха. Но любопытство пересилило. Первое сообщение пришло поздно ночью по марсианскому времени. -Ты ищешь ответы в пыли -Я ищу понимание. Для работы. -Работа. Вы все приезжаете работать. Строить, копать, продавать. Но Марс не любит, когда его продают. -Что ты знаешь о руинах. О том что там чувствуешь -Чувствуешь эхо. Остаточное явление. Как след в воде от проплывшей рыбы. Только эта рыба проплыла миллионы лет назад. Марсиане. Они не ушли совсем. Они растворились в планете. Стали ее частью. Их сознание... оно стало частью марсианского поля. -Марсианского поля. Что это -Это не то, что можно измерить вашими приборами. Это коллективное бессознательное планеты. Или сознательное. Они оставили после себя не только камни. Они оставили... себя. В ветре. В песке. В тишине. -И это можно почувствовать -Только если ты готов слушать. Большинство из вас приезжает с забитыми земным шумом головами. Вы не слышите Марс. Вы слышите только свои планы, свои бренды, свои страхи. Но иногда, очень редко, он прорывается. Особенно возле старых мест силы. Руин. Каналов. Гор. Павел вспомнил ощущение у руин. Эхо. Ветер. -Что они хотели сказать -Они ничего не хотят сказать вам, пришельцам. Это просто... их присутствие. Оно было здесь задолго до вас и останется после. Но если слушать долго и внимательно... возможно, можно понять что-то о них. Или о себе. -Корпорация хочет сделать это частью бренда В канале повисла пауза. -Они хотят продать тишину. Продать ветер. Продать грусть древности. Глупцы. Это нельзя продать. Это можно только почувствовать. Или осквернить. -Ты веришь в это -Я не верю. Я знаю. Я живу этим. Это моя реальность. В отличие от вашей, построенной из пикселей и рекламных слоганов. Разговор прервался. Связь оборвалась. Павел остался один в своем стерильном модуле, глядя на голографический вид Долины Маринер. Он вдруг понял, что чувствовал у руин. Это была не просто грусть. Это было отчаяние. Отчаяние чего-то огромного, умирающего, перед натиском бессмысленной суеты. И его задача была — упаковать эту агонию в красивую обертку и продать.Глава 6. Симуляция и Реальность
Прошло несколько солов. Павел работал над концепцией бренда "Марс". Он пытался объединить корпоративные требования с тем смутным, но мощным ощущением, которое испытал. Получалось нечто шизофреническое. "Марс: Обрети Себя в Древней Тишине" — предлагал один вариант слогана. Корпоративный анализ показал низкий потенциал продаж. Слишком абстрактно. "Марс: Твой Шанс Построить Новую Жизнь на Красной Планете" — стандартно, предсказуемо, уже используется конкурентами в сегменте элитной недвижимости. "Марс: Почувствуй Дыхание Вечности" — тоже мимо. "Вечность" плохо конвертируется в прибыль. Он сидел в своем виртуальном кубикле, погруженный в данные. Отчеты об уровне кислорода в разных секторах купола. Прогнозы потребления синтетической пищи. Отчеты о психологическом состоянии колонистов (высокий процент апатии и виртуальной аддикции). И тонны информации о Марсе, собранной спутниками, дронами, роверами. Карты рельефа, анализ состава грунта, данные о температуре. Ничего о ветре, который нашептывает истории. Ничего об эхе в камнях. -Павел, у тебя прогресс Появилась виртуальная Кристина. -Работаю над этим. Пытаюсь найти точку соприкосновения между ожиданиями потребителя и... реальностью планеты. -Реальность планеты — это ресурсная база и логистические хабы. Ожидания потребителя — это наша сфера. Мы формируем ожидания. Мы не подстраиваемся под них. -Но если реальность... уникальна -Уникальность — это просто еще одна характеристика продукта, которую можно подчеркнуть в рекламной кампании. Мы можем создать симуляцию уникальности. Виртуальный тур, где пользователь почувствует "дыхание вечности", сидя у себя дома на Земле. Это дешевле и безопаснее, чем отправлять их сюда. -Но это не будет реальностью -Павел, что такое реальность в 2042 году? То, что ты видишь в своем шлеме? То, что транслируют тебе медиа? То, что ты чувствуешь в своем симулированном рабочем пространстве? Или то, что ты *думаешь*, что чувствуешь, исходя из загруженных в тебя поведенческих алгоритмов? Реальность — это конструкт. И мы, ГДБ, занимаемся конструированием реальности. Ее слова прозвучали как приговор. Павел почувствовал себя запертым. Запертым в своем стерильном модуле, в виртуальном кубикле, в корпоративной реальности, которая не оставляла места для ветра и эха в камнях. Он вспомнил разговор с Хроникером. "Они хотят продать тишину... Глупцы". Может быть, Хроникер прав. Может быть, Марс нельзя продать. Но что тогда он должен делать? Его контракт, его место в системе ГДБ — все зависело от того, сможет ли он выполнить свою задачу. -Итак, Павел. Какие-то конкретные предложения Кристина ждала. Павел посмотрел на нее, на эту безупречную, лишенную жизни виртуальную оболочку. Он посмотрел сквозь стену своего кубикла, на других таких же сотрудников, погруженных в свои симулированные миры. -У меня есть идея Он не знал, откуда она взялась. Просто вдруг появилась в голове, как вспышка света в красной пыли. -Ну -Мы должны продавать... не Марс. А Марсианина. Кристина слегка склонила голову. -Поясни. -Не мертвую цивилизацию. А живого... или почти живого... Марсианина. Как архетип. Как бренд-персону. Того, кто является носителем этой уникальности, этого "духа". Кто может стать нашим амбассадором. -Марсианина. Но они вымерли -Не обязательно физически. Это может быть метафора. Символ. Или... может быть, есть кто-то, кто считает себя их наследником. Или кто-то, кто может "говорить" с ними. Кто-то, кто воплощает эту древнюю мудрость или эту особую связь с планетой. Павел думал о Хроничекере. Рискованная идея. Очень рискованная. Но она чувствовалась... правильной. В отличие от всех стандартных корпоративных решений. Кристина молчала несколько секунд. Ее виртуальные глаза изучали его. Затем она медленно кивнула. -Интересно. Нестандартно. Это может сработать. Архетип "Мудрого Старика" или "Последнего из Могикан" хорошо продается. Но мы должны его контролировать. Создать его образ. Написать ему биографию. Возможно, даже найти реального человека, который сможет его сыграть. Или... создать виртуального. -Я думаю, реальный будет убедительнее. Если его правильно найти. И... брендировать. -Брендировать Марсианина. Звучит... свежо. Собери по этому поводу всю доступную информацию. Найди потенциальные "объекты". Представь план реализации. Это может быть тот самый угол, который нам нужен. Бренд не Марса, а Души Марса. Упакованной и готовой к употреблению. Виртуальная Кристина улыбнулась — холодная, расчетливая улыбка хищника. -Отличная работа, Павел. Продолжай в том же духе. Возможно, ты действительно способен на большее, чем жевательная резинка. Она исчезла. Павел остался сидеть, чувствуя странную смесь возбуждения и отвращения. Он только что предложил корпорации идею продать душу планеты. Или, по крайней мере, ее симулякр, воплощенный в человеке. Но в его голове уже крутились образы. Марсианин, старый и мудрый, сидящий среди руин, глядящий на два тусклых спутника на оранжевом небе. Его слова, полные древней скорби и понимания. Как сделать это продаваемым? Какой шрифт использовать для его цитат? Какой фильтр наложить на его изображение для рекламных баннеров? Его работа только начиналась. И она становилась все более... метафизической. И все более циничной. продолжение следует...